Технология создания 3D звука




24/96 и PC



24/96 и PC

Итак, применительно к PC в пользу поддержки звуковой картой 24/96 на сегодня остаются два главных аргумента.

  1. Поддерживающие формат 24/96 чипы более дороги, а значит, более качественно звучат даже в стандартных режимах 16/44 и 16/48.
  2. Для записи и последующей обработки звука формат 24/96 намного более предпочтителен.

С первым пунктом более-менее ясно, сосредоточимся на втором. При записи звука оставляют небольшой запас по громкости (амплитуде), так как цифровая запись не терпит перегрузок. После записи, особенно если речь идет о работе в домашней или бюджетной студии, необходимо произвести обработку сигнала. В первую очередь, динамическую. Для этого существуют специальные плагины, входящие в состав wav-редакторов и аудио-секвенсоров, а также распространяемые сторонними фирмами. Абсолютно все профессиональные звукозаписывающие студии также используют динамическую обработку звука. Обычно этим занимается связка нойз-гейт - компрессор - лимитер. При обычном 16-битном запасе по динамике шумы преобразователей и намного превышающие их собственные шумы записи после компрессии попадают в слышимый диапазон. В то же время, кажущаяся избыточной 24-битная запись позволяет после компрессии остаться в рамках качества 16-битного динамического диапазона.

24/96 и PC
Схема компрессии 16-битного и 24-битного
динамического диапазона

Добавьте после этого искажения, вносимые при эквализации, наложении реверберации, стереоимиджинге, микшировании с другими дорожками. Для вокала добавится де-эссинг. Вы всё ещё уверены, что 16 бит хватит? Тогда вот вам для размышления ещё пара аргументов. Для уменьшения накапливающейся ошибки при вычислении, все операции с 16-битными данными производятся в повышенном формате (обычно, 32float). Таким образом, после каждой операции в wav-редакторе будет следовать округление (транкейт) с потерей точности представления информации. В умных программах округление произойдёт с дизерингом и лишь на выходе, но без него никак не обойтись. Кроме того, финальную запись неплохо бы пропустить через максимайзер и мастеринговый плагин, формирующий спектр шумов специальным алгоритмом дизеринга и нойз-шейпинга. После всех подобных преобразований при качестве исходного материала в 16 бит от звука останется лишь то, что можно будет слушать на пластмассовых бум-боксах.

И это не какая-то там абстрактная теория. Мы столкнулись с подобными проблемами при подготовке нашего музыкального компакт-диска «4 года iXBT». Скептически относясь ко всем новинкам техники, мы сделали в своей домашней студии одну из композиций в старом привычном формате 16 бит 44,1 кГц. Однако, совершенно не удовлетворённые качеством звучания, мы попробовали применить профессиональную звуковую карту с честной поддержкой 24/96 и переделать всю работу полностью в новом, более качественном формате.

Композиция, записанная и смастеренная в формате 16 бит, отличалась как небо от земли от записи в 24 битах с последующей 32-битной обработкой. Произошёл существенный скачок качества при том же самом достаточно недорогом оборудовании для записи. Смастеренная же в 24/96 композиция обладала повышенной детальностью в звучании, а также произвела сильное впечатление отсутствием слышимых искажений компрессии и финальной максимизации, которые были присущи любому смастеренному в 16/44 материалу. Таким образом, простая смена формата дала ощутимое преимущество без каких-либо дополнительных телодвижений или существенной смены оборудования. При надлежащем качественном оборудовании для воспроизведения вы можете оценить изменения сами, скачав один и тот же небольшой отрывок из композиции «Digital-Dream» в форматах 16/44 (1,6 Мб) и 24/96 (6 Мб).

Единственный минус нового формата - сильно возрастающие требования к производительности компьютера. Ведь объём данных увеличивается в 2 раза по разрядности и в 2 - по частоте. На самом деле, не всё так плохо. Ведь и в случае 16/44 секвенсоры всё равно внутри работают с повышенным представлением данных. Таким образом, нагрузка возрастает приблизительно в 2 раза. Также возрастают требования к объёму оперативной памяти. И если для комфортной работы в 16/44 необходим процессор класса PIII 1 ГГц и 256 Мб памяти, то для нового формата уже не обойтись без процессоров четвёртого поколения с частотами выше 2 ГГц и 512 Мб ОЗУ.

Конечно же, речь идёт об одновременной работе с несколькими звуковыми дорожками при одновременном наложении эффектов в реальном времени. Так что, если пользователю необходимо лишь качественно оцифровать ценные пластинки или аудио-кассеты, для этой цели подойдёт любая современная машина начального уровня.

Подводя итог этого краткого экскурса, можно сказать, что новое поколение звуковых карт с поддержкой 24/96 повысит качество записи и воспроизведения звучания уже сейчас, не дожидаясь прихода DVD-Audio. И при этом создаст прочный запас на будущее.

Перейдем к непосредственной реализации всех этих благ в железе.









Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин