Обработка звука в Adobe Audition 1.5



Введение

Книга посвящена Adobe® Audition™ — программе, принадлежащей к числу наиболее мощных звуковых редакторов. Здесь мы рассмотрели применение программы для записи и обработки высококачественного звукового сопровождения для цифрового видео. Предшественниками Adobe® Audition™ являются программы Cool Edit и Cool Edit Pro. Все лучшее из этих программ сохранено в Adobe® Audition™, кроме того, здесь появились новые средства обработки звука.

В своих книгах мы много раз обращались к различным версиям Cool Edit. В книге [2] вместе с начинающими компьютерными музыкантами мы впервые совершили попытку освоения принципиально важных возможностей Cool Edit 96. Оценив удобство, надежность, высокое качество функционирования программы, а также высочайшую степень насыщенности ее самыми современными методами и алгоритмами обработки аудиосигналов, в книге [8] мы довольно подробно рассказали о приемах работы с Cool Edit Pro 1.2. Эта версия принципиально отличалась от предшествующих: в ней впервые в качестве "программы в программе" появился мультитрековый редактор. Очень наглядно, просто и, вместе с тем, эффективно организовано в Cool Edit Pro 1.2 выполнение всех операций и с отдельными аудиофайлами (запись, монтаж, шумоподавление, динамическая обработка, фильтрация, обработка эффектами), и с группой файлов-блоков (монтаж на параллельных треках, панорамирование, достижение баланса уровней громкости, сведение в стереотрек).

Новые эффекты, обработки, средства управления процессом преобразования оцифрованного звука появились в Cool Edit Pro 2. Поэтому в свое время мы выпустили книгу [10], содержащую подробное описание интерфейса и методик применения этой программы. Тираж книги был распродан, и мы начали готовить ее второе издание, планируя дополнить материал описанием новых возможностей версии Cool Edit Pro 2.1. Однако к этому моменту выяснилось, что программа сменила своего владельца и имя: теперь она называется Adobe® Audition™, а правами на нее обладает известнейшая фирма Adobe Systems Incorporated (http://www.adobe.com).

Таким образом, мы предлагаем вашему вниманию книгу о самой свежей (на момент завершения работы над рукописью) версии программы, которая под новым именем, вероятно, станет еще популярнее.

Тот факт, что права на мощный звуковой редактор приобрела фирма, широко известная по программам для работы с изображением, на наш взгляд, означает наличие интереса у профессионалов и любителей к повышению качества звука, сопровождающего цифровое видео.

В этой книге возможности программы рассматриваются в процессе работы над конкретным проектом. В качестве такового мы выбрали видеоролик, содержащий саундтрек. Мы выполнили запись звука с микрофона двумя способами: на видеокамеру (речь, синхронная по отношению к изображению) и непосредственно в файл программы Adobe® Audition™ (дикторский текст, поясняющий независимо смонтированный видеоряд). В каждой из глав книги мы последовательно рассказываем и показываем на примерах, как улучшить этот исходный материал за счет применения ряда обработок и эффектов, имеющихся в программе. Все ключевые промежуточные результаты преобразований сохранены в файлах, которые вы найдете на диске, сопровождающем книгу.

Книга не является полным описанием Adobe® Audition™. Тем читателям, которые захотят научиться применять все без исключения функции программы, мы рекомендуем обратиться к книгам [10, 12] и статьям [47, 48]. На сайте http://petelin.ru и на диске, сопровождающем книгу, вы найдете также статью "Cool Edit Pro 2.1 и Adobe Audition — близнецы-братья", описывающую отличие Adobe Audition от Cool Edit Pro 2.

ПРИМЕЧАНИЕ
Таким образом, полным описанием Adobe Audition является книга "Cool Edit Pro 2. Секреты мастерства" [10], дополненная статьей "Cool Edit Pro 2.1 и Adobe Audition — близнецы-братья".

Особенности программы, о которых нужно помнить

Для того чтобы эффективно применять программу Adobe Audition в своем творчестве, нужно иметь представление о ее некоторых принципиальных особенностях. Рассмотрим их.

Программа Adobe Audition предназначена для работы с оцифрованным звуком, т. е. аналоговые звуковые волны должны быть предварительно преобразованы (сэмплированы) в последовательность двоичных цифровых отсчетов. Такое преобразование осуществляется в аналого-цифровом преобразователе (АЦП). В результате работы АЦП получается цифровой образ звука, — то, что по-английски называется Waveform (волновая форма). Волновые формы хранятся на жестком диске в файлах различных форматов. Чаще всего это файлы с расширением имени WAV. Таким образом, когда вы "собираете" в Adobe Audition аудиокомпозицию, WAV-файлы служат стандартными элементарными блоками, кирпичиками.

В Adobe Audition есть два принципиально различных режима работы: редактирование отдельных волновых форм и совместное мультитрековое редактирование совокупности волновых форм. У каждого из режимов есть свое главное меню и свое главное окно: Edit Waveform View и Multitrack View --два различных по назначению звуковых редактора, объединенных в функциональный комплекс. Важно понимать, что операции редактирования, выполняемые в режиме Edit Waveform View (подобные вырезке, вставке и обработке эффектами), по своей сути являются разрушающими, и когда вы сохраняете файл, изменения вносятся непосредственно в волновую форму. Редактирование, выполненное в Multitrack View (перенос, состыковка волновых форм, изменение громкости, панорамы, параметров эффектов реального времени и т. п.), является неразрушающим.

Функция многократной отмены Undo дает вам свободу при работе над волновыми формами. Не стоит переживать о том, что самый интересный результат творчества вдруг может оказаться безвозвратно утраченным. Однако за свободу приходится платить. В данном случае возможность многократной отмены операций достигается ценой затрат дисковой памяти. Правда, все автоматически созданные копии будут также автоматически и удалены с жесткого диска, когда вы закроете файл или выйдете из программы. Но непосредственно в процессе работы с Adobe Audition нужно иметь на диске много свободного места. Впрочем, вы можете ограничить максимальное число уровней Undo или вовсе отключить эту функцию, если есть проблемы с дисковым пространством.

Во многих музыкальных редакторах, имеющих средства обработки аудиоданных, предусмотрены два варианта использования эффектов: применение эффекта в реальном времени и пересчет звуковых данных. Первый вариант удобнее, поскольку вы регулируете параметры эффекта и тут же слышите результат. Однако для этого требуется высокопроизводительный компьютер. Применение эффекта путем пересчета позволяет обрабатывать звуковые данные с помощью относительно "слабого" компьютера, но процесс обработки может продолжаться десятки минут. Поневоле не захочешь лишний раз вносить улучшения, пробовать что-нибудь новенькое.

Оптимальная стратегия использования эффектов могла бы состоять в следующем. Сначала, включив циклический режим воспроизведения волновой формы, в реальном времени вы подбираете параметры эффекта, наилучшим образом соответствующие вашему замыслу, затем единственный раз пересчитываете волновую форму, применив к ней эффект с уже подобранными параметрами.

В Adobe Audition вы можете использовать как собственные, встроенные в программу эффекты, так и эффекты, подключаемые посредством DirectX.

Важным свойством Adobe Audition является поддержка эффектов реального времени в режиме Multitrack View.

Основной способ применения эффектов в режиме Edit Waveform View — пересчет звуковых данных. Полноценный режим реального времени в Edit Waveform View не предусмотрен. Однако замена режима реального времени все же имеется. В окне эффекта доступна кнопка Preview (предварительное прослушивание, проба в реальном времени), поэтому вы сможете подобрать параметры эффекта. Результаты изменений параметров эффекта, которые вы производите регуляторами в его окне, будут слышны немедленно. Правда, для того чтобы от попытки предварительного прослушивания был какой-то толк, ваш компьютер должен обладать высокой производительностью. В отличие от настоящего режима реального времени, при предварительном прослушивании можно пользоваться только одним эффектом.

Мы уже говорили о том, что Adobe Audition является мультитрековой средой, которая позволяет поместить любое число волновых форм (блоков) на различные треки как для одновременного воспроизведения, так и для последующего объединения всех треков в один. Процесс микширования включает в себя объединение всех волновых форм, помещенных на треках, в два (или больше) каналов вывода. Вы можете редактировать, добавлять на треки и убирать с них блоки, a Adobe Audition постоянно будет отслеживать изменения, происходящие в ходе многоканальной сессии (перемещение или удаление блока, изменение громкости и т. п.). Как только что-либо будет изменено, Adobe Audition немедленно отработает эти изменения, внеся необходимые коррективы в микс, поступающий на выход программы. Эти изменения выполняются программой в фоновом режиме — происходит фоновое микширование. Если вы владеете достаточно производительным компьютером, то можете безостановочно редактировать композицию, фоновое микширование не будет мешать вам. Вы его просто не ощутите, хотя в программе предусмотрен специальный индикатор, не только свидетельствующий о том, что фоновое микширования идет, но и позволяющий определять, на какой стадии находится этот процесс. Если производительности процессора и жесткого диска недостаточно, то фоновое микширование все же будет тормозить вашу работу.

Напомним, что поток воспроизводимых данных может быть направлен к паре устройств вывода (одиночная стереофоническая звуковая карта) или к множеству устройств вывода (несколько стереофонических звуковых карт или одна многоканальная). Adobe Audition генерирует миксы для каждого набора применяемых устройств вывода Если вы используете одну стереофоническую звуковую карту, Adobe Audition генерирует только один стерео-микс. Если же к компьютеру подключена многоканальная система, то для каждого устройства вывода нужно создать отдельный микс. Многоканальный вывод требует большего объема обработки, следовательно, появляется тенденция к замедлению процесса микширования. Таким образом, аудио-плата и компьютер должны соответствовать друг другу. Нет смысла устанав ливать дорогое многоканальное устройство оцифровки звука в дешевый компьютер.

В дополнение к аудиофайлам различных форматов, например, к WAV-файлам, Adobe Audition позволяет также использовать файлы, именуемые сессионными (Session) файлами (файлы с расширением имени SES). Мы назвали WAV-файлы стандартными блоками, из которых строится любая аудиокомпозиция, например, песня. Тогда можно считать, что сессионный файл — это и есть собственно песня, хотя в SES-файле фактически нет никаких звуковых данных. Размер SES-файла очень мал. В нем содержатся только подробные указания программе Adobe Audition в виде следующих данных:

  • имена используемых WAV-файлов и пути к ним;
  • имена треков;
  • моменты времени включения и выключения воспроизведения определенного WAV-файла;
  • уровень громкости и панорама, устанавливаемые перед началом воспро изведения каждого файла, и законы изменения этих параметров в про цессе воспроизведения;
  • подключенные эффекты реального времени и законы изменения их па раметров.

Можно сравнить SES-файл с дирижером, а WAV-файлы — с оркестрантами. Дирижер указывает каждому исполнителю, когда он должен вступить и с какими нюансами вести свою партию Однако и дирижеру нужен оркестр. Аналогично, SES-файл имеет смысл только тогда, когда и он, и WAV-файлы, участвующие в сессии, находятся в определенных папках. Вы не можете просто скопировать на гибкий диск и перенести его на компьютер друга, не можете произвольным образом переименовать или переписать в другую папку какой-либо из WAV-файлов, задействованных в сессии. Если, совершив любое из перечисленных действий, вы попытаетесь открыть SES-файл и воспроизвести композицию, ничего из этого не выйдет Дирижер не обнаружит музыкантов на положенных местах и концерт не состоится. Это не означает, что SES-файлы и связанные с ними WAV-файлы нельзя перемещать из папки в папку. Можно. Но для этого в Adobe Audition существуют специальные операции сохранения сессии на диске.

В программе предусмотрены средства автоматизации процессов конвертирования форматов и нормализации группы файлов, включенных в предварительно составленный список.

В Adobe Audition можно извлекать аудиоданные из AVI-файлов и с треков аудиодисков. В мультитрековом режиме наряду со звуковыми файлами можно использовать MIDI-файлы и AVI-файлы. Для файлов этих типов отведено по одному треку. Особенно актуальна возможность работы с видео.

В мультитрековом режиме реализованы современные технологии редактирования с использованием огибающих автоматизации. Эффекты реального времени можно применять не только к отдельным трекам, но и к группам треков, объединенных в шины. С помощью микшера можно маршрутизировать сигнал между отдельными эффектами, подключенными к шине. Реализованы операции, связанные с формированием и использованием лупов, грувов.

Программа сама распознает DirectX-эффекты, установленные в системе, и оценивает свою совместимость с ними.

К имевшимся в ранних версиях программы Cool Edit Pro средствам анализа свойств обрабатываемого звука (таким, как анализаторы текущего и мгновенного спектров, гистограмма распределения уровней аудиосигнала) добавился виртуальный стереогониометр, позволяющий по виду фигур Лиссажу оценить качество стереополя (в частности — моносовместимость создаваемой композиции).

В Adobe Audition встроен фирменный преобразователь WAV-файлов в файлы формата МРЗ.

Структура книги

Книга состоит из 12 глав, авторского предисловия, введения, двух приложений, заключения, списка литературы и предметного указателя. Книгу сопровождает компакт-диск в формате CD Extra.

В главе 1 рассмотрена чрезвычайно важная задача — подготовка программы Adobe Audition к работе. От того, насколько грамотно вы выполните все необходимые подготовительные операции, зависят удобство работы с программой и качество полученных вами результатов.

В этой главе описаны опции, содержащиеся в тех диалоговых окнах, которыми вам придется воспользоваться при подготовке программы к работе. Рассмотрены такие вопросы, как:

  • общие и системные настройки;
  • выбор параметров обработки звуковых данных и параметров мультитре-кового редактирования;
  • редактирование списков устройств записи и воспроизведения.

Рекомендуем по мере освоения новых приемов практической работы периодически возвращаться к первой главе. Это позволит глубже понять назначение операций по подготовке программы к работе и их влияние на конечный результат.

Глава 2 посвящена работе с файлами и волновыми формами. Мы учимся открывать, сохранять и закрывать файлы, управлять отображением волновой формы и воспроизводить звук. Кроме того, знакомимся с тем, как собрать на одном треке последовательность волновых форм, разрешить другим приложениям использовать открытый файл, очистить дисковое пространство от лишних файлов и извлечь аудиоданные в Adobe Audition с треков CD-Digital Audio.

В главе 3 мы учимся записывать звук с микрофона: выбираем и подключаем микрофон, создаем новый проект, устанавливаем уровень записи, включаем запись и контролируем ее ход.

Здесь же приведен замысел создания видеоролика, в котором используется записанный звук. В следующих главах демонстрируются основные приемы анализа и обработки звуковых данных, записанных с микрофона и предназначенных для того, чтобы войти составной частью в несинхронное звуковое сопровождение видеоклипа.

Исходным материалом служат несколько дублей реального дикторского текста (файл EX03_01.WAV из папки EXAMPLES на диске, сопровождающем книгу)- Это "сырая" запись, специально выполненная в неидеальных для работы с микрофоном условиях.

В главе 4 показано, какими средствами программы и как именно следует анализировать полученную запись. Разъяснена сущность и описаны методики:

  • мониторинга записи;
  • качественного визуального и количественного (с помощью измерителей) анализа волновой формы и уровня записанного аудиосигнала;
  • анализа спектров: мгновенного (Spectral View) и классического (Frequency Analysis);
  • контроля моносовместимости сигнала с помощью окна Phase Analysis.

Здесь же разъясняется смысл статистической информации о файле, содержащейся в гистограмме распределения уровней, приводятся примеры ее использования для выбора параметров динамической обработки.

Применение средств анализа иллюстрируется большим количеством примеров (файлы EX04_01.WAV-EX04_14WAV из папки EXAMPLES на диске, сопровождающем книгу).

В итоге определена стратегия обработки сигнала (монтаж, шумоподавление, фильтрация, динамическая обработка и обработка эффектами), реализация которой рассмотрена в следующих главах.

В главе 5 мы учимся избавляться от огрехов записи, шума и искажений' удаляем лишнее и монтируем фонограмму, нормализуем волновую форму, а также выполняем множество других операций.

Там же мы детально изучаем методику применения средств, позволяющих бороться с помехами и искажениями: Clip Restoration (устранение клиппи-рования), Noise Reduction (шумоподавление на основе анализа свойств образца шума).

Все основные промежуточные операции проиллюстрированы файлами EX05_01.WAV-EX05_05.WAV, а итог проделанной работы сохранен в файле EX05_06.WAV (папка EXAMPLES на диске, сопровождающем книгу).

В главе 6 мы разбираемся в сущности частотной фильтрации и знакомимся с фильтрами, встроенными в программу:

  • Dynamic EQ — эквалайзер с динамическим управлением частотой на стройки, усилением и полосой;
  • FFT Filter — фильтр на основе быстрого преобразования Фурье;
  • Graphic Equalizer — универсальный графический эквалайзер;
  • Graphic Phase Shifter — графический фазовращатель;
  • Notch Filter — пятиполосный фильтр выреза;
  • Parametric Equalizer — семиполосный параметрический эквалайзер;
  • Quick Filter — восьмиполосный графический эквалайзер;
  • Scientific Filters — фильтры Бесселя, Баттеворта, Чебышева.

Продолжая работать с проектом, мы иллюстрируем возможность устранения фона переменного тока с помощью Notch Filter и, главное, получаем сигнал (файл EX06_01.WAV), в котором за счет применения FFT Filter подавлены нежелательные составляющие спектра.

В заключение главы мы учимся применять средства преобразования стерео-поля.

В главе 7 мы разбираемся в сущности динамической обработки, знакомимся с виртуальными приборами динамической обработки, имеющимися в Adobe Audition:

  • Dynamics Range Processing — универсальная динамическая обработка;
  • Hard Limiting — жесткий ограничитель.

На основе статистического анализа, методика которого рассмотрена в главе 4, мы выбираем параметры динамической обработки и применяем ее к сигналу, а результат сохраняем в файле EX07_01.WAV.

В главе 8 мы знакомимся со встроенными эффектами, основанными на задержке сигнала: Chorus, Delay, Dinamic Delay (дилэй с динамическим изменением задержки и обратной связи), Echo, Echo Chamber (симулятор акустики помещений), Flanger, Full Reverb, QuickVerb, Reverb (варианты реверберации), Multitap Delay (многоканальная задержка), Sweeping Phaser (перестраиваемый фазовращатель, фейзер).

Для пробы обрабатываем сигнал, записанный в файле EX07_01.WAV, некоторыми из эффектов, а результаты сохраняем в файлах EX08_01.WAV— ЕХ08 06.WAV.

В главе 9 мы детально изучаем методику работы в мультитрековой среде редактора Наряду с общими принципами работы в режиме Multitrack View здесь подробно изложены:

  • методика записи аудиоданных в ходе мультитрековой сессии и приемы импортирования в нее волновых форм;
  • технология выбора атрибутов треков и подключения к ним эффектов;
  • работа с шинами и микшером, блокирование треков в целях высвобож дения ресурсов процессора;
  • особенности использования параметрического эквалайзера, подключен ного к каждому из треков.

Здесь детально описаны операции с блоками (перемещение, копирование, расщепление, удаление, группировка, выделение фрагментов и группы блоков), подробно освещена работа с лупами и грувами, описаны все существующие способы изменения гемпа и транспонирования тональности.

Много внимания уделено проблеме автоматизации. Приведено описание приемов создания и редактирования огибающих автоматизации.

Изложены сведения о командах главного меню и контекстных меню в режиме Multitrack View. Описаны встроенные эффекты, применять которые можно только в мультитрековом режиме

Глава 10 посвящена работе с саундтреком цифрового видео. Здесь описана методика переноса саундтрека фильма из Adobe Premiere Pro в Adobe Audition. На примере сведения стереофонического саундтрека в Adobe Audition рассмотрены некоторые приемы работы в мультитрековом проекте.

В главе 11 рассмотрены вопросы, связанные с созданием surround-проектов. Приведены краткие сведения о многоканальном звуке, проанализированы особенности построения студии формата 5.1, описано окно Multichannel Encoder, позволяющее позиционировать кажущиеся источники звука на круговой панораме и управлять их перемещением в пространстве.

Также здесь рассмотрен вопрос переноса саундтрека формата 5.1, сведенного в Adobe Audition, в проект Adobe Premiere Pro.

Начало